Ребенок аутист: болезнь или нет

Определить, кто такой аутист сложно, так как в разные возрастные периоды у больного ребенка формируются определенные симптомы. Некоторые психиатры не называют аутизм болезнью, а лишь расстройством, так как морфологический субстрат аномалии не выявлен, а пациент обладает лишь некоторыми особенностями поведения, неспособностью одновременно выполнять несколько дел.

Аутист

На этом фоне развивается «чудачество», капризность, раздражительность, тревожность.

Кто такой аутист – причины, научные факты

Причины аутизма достоверно не установлены. У многих пациентов специалисты отмечают мутацию гена, названного «неурексин-1». Генетические исследования достоверно не установили зависимость между аутическим расстройством и генетическим дефектом. Ясно лишь, что выявляется аномалия у большого числа больных.

Подозрения формируются по поводу еще одно гена, локализованного в 11 хромосоме. Практические исследования проводятся, но не доказано связи между аномалией данной области и аутическим расстройством.

Есть теоретические предположения относительно влияния на формирование аутизма у ребенка конфликта генетического аппарата матери и отца. Достоверного практического подтверждения данная информация не нашла.

С этиологической точки зрения объяснить, кто такой аутист, сложно. Подтверждение получило лишь наличие зависимости между патологией Х-хромосомы. Факты свидетельствуют, что после зачатия в яйцеклетке отключаются определенные генные локусы, которые могут привести к невозможности дальнейшего вынашивания ребенка. Состояние может спровоцировать негативные изменения здоровья матери.

В сперматозоиде после слияния с яйцеклеткой также «отключаются» гены, которые опасны для здоровья плода. «Конфликт интересов» может при определенных обстоятельствах спровоцировать аутизм. Установление связи заболевания с Х-хромосомой является достоверным фактом, но нужны дополнительные обширные обследования.

У медиков слишком мало информации относительно выдвижения адекватной этиологической теории болезни. Влияние наследственности высоковероятно, но не основательно. Нет сильной доказательной базы относительно механизмов развития патологии.

Описать, кто такой аутист с точки зрения гормональной теории, легче, но не всеми учеными поддерживается такая точка зрения. Повышенный уровень тестостерона – это важный фактор дисфункционального развития мозга. Повышение концентрации мужского полового гормона приводит к дисфункциональности мозговой ткани с преобладанием активности одного полушария. Обычно угнетается работа одного полушария, а вторая половина является компенсаторной. Наличие такой схемы патогенеза объясняется, почему аутизм преобладает у мальчиков.

Компенсаторная функциональность одного полушария приводит к сверходаренности 10% пациентов, которые умеют красиво рисовать, проводить сложные математические действия, имеют абсолютный музыкальный слух.

Ряд исследователей выделяет провоцирующую роль в развитии аутизма родов, осложнений беременности. Есть практические свидетельства относительно частого развития аутического расстройства у ребенка, мать которого во время родов перенесла краснуху, сильные мозговые потрясения. Описанные факторы обладают негативным влиянием на функциональность головного мозга. Не у каждой женщины с тяжелыми токсикозами при беременности рождаются дети аутисты, поэтому сложно считать утверждение достоверным.

Нет четкой связи между введением прививок, отравлениями солями тяжелыми металлами и аутическими расстройствами, хотя в литературных источниках приводится еще интоксикационная теория.

Европейские исследователи изучили особенности биохимического обмена веществ в мозге больного ребенка. Выявлен аномальный белок, нарушающий механизм физиологического формирования синапсов – нервных окончаний, между которыми происходит обмен информацией. Исследователи выявили увеличение количества синапсической передачи в одном из полушарий. Патология со стороны второй полусферы также наблюдается, но в противоположном направлении.

Проведение магнитно-резонансной томографии головного мозга аутистам показало, что на ранних этапах мозг больного ребенка интенсивно растет. Выявлены изменения в миндалевидном теле, отвечающем за формирование эмоциональных реакций.

Есть факты об увеличении уровня медиатора радости – серотонина в мозговых клетках аутистов.

Таким образом, спектр мозговых изменений при аутическом расстройстве существенно отличается от развития здорового ребенка, но нельзя считать функциональные особенности заболеванием. Нет морфологического субстрата, не выяснены причины. Десятая часть детей с аутизмом обладают исключительным даром.

Оставим ответ на вопрос, кто такой аутист, на обсуждение читателей. Слишком много невыясненного, необъяснимого, недостоверного в данной нозологической форме.

Аутист – кто это: отличительные признаки, симптомы

Окружающие люди, контактирующие с аутичным ребенком, называют его чудаком. Родители стараются исключать встречи малыша со сверстниками, так как ребенок не желает контактировать, стремиться к уединению.

Даже у взрослого человека с аутичными расстройствами наблюдаются проблемы при построении отношений с близкими людьми. Пациент не может анализировать обстоятельства по принципу компьютерного процессора. Большинство людей может выполнять несколько действий одновременно – думать, готовить еду, передвигаться. Мозг аутиста обрабатывает одну информацию в единицу времени.

Если мать попросит малыша принести определенный предмет, то ребенку потребуется много времени на определение обращения, выяснение источника звука, анализ поступающей информации, характер последующего действия. Если малыш занят во время обращения определенным занятием, то в мозговой ткани не найдется места для принятия новой информации, поэтому малыш не реагирует на обращение матери.

Описанная ситуация часто провоцирует раздражительность со стороны родителей. Дети с аутизмом еще больше раздражаются, когда их отвлекают от выполнения любимого действия, ведь нужно много времени на «настройку». Любое внешнее воздействие сбивает логику мыслей, что приводит к необходимости повторного анализа информации.

Взаимоотношения членов семьи при наличии аутичного ребенка без помощи психиатра трудные и довольно напряженные.

Ребенок-аутист привязан к родителям, но способы выражения данного чувства отличаются от привычного поведения. На лице малыша после встречи с мамой не будет улыбки, нет заинтересованности в положении на руках.

При аутичном расстройстве часто повышается тактильная и сенсорная чувствительность. При попытке прикоснуться к телу или громкое обращение формирует раздражительность, капризность.

Общение аутиста со сверстниками не строится, из-за разного мышления, чувствительности к внешним раздражителям, последовательного выстраивания действий вследствие активности только одного полушария.

Редкий аутист участвует в диалоге. Стороннее обращение воспринимается, как нечто непонятное и чуждое. Аутичная речь является монотонной, лишенной эмоциональной сферы. Специалисты считают, что дети не осознают смысл сказанного. Больные дети склонны к повторению фраз родителей, но с обрывами. К примеру, в ответ на просьбу «ты пойдешь кушать», ребенок повторяет только «кушать», но истинной сути сказанного не понимает, несмотря на многократное ежедневное повторение. Симптом в медицине называется «эхолапией», так как больной произносит лишь конечную часть услышанного, как «эхо», не понимая назначение.

Из-за усиления чувствительности рецепторов у детей-аутистов существуют определенные триггеры раздражительности – яркие рисунки на одежде, окружающий шум, тактильная и визуальная стимуляция. У части пациентов наоборот отсутствуют реакции на внешние раздражители.

Предсказать поведение ребенка-аутиста в той или иной ситуации невозможно. Спокойствие наблюдается лишь при нахождении больного человека в привычной обстановке.

Принятие ванны для больного человека – это затруднительный процесс, требующий тщательной подготовки. Для водных процедур требуется точное количество воды, мочалка и мыло, которыми он ранее пользовался.

Для больных характерны ежедневные повторные действия, поведение – трогать за волосы, хлопать руками, пользоваться одной игрушкой. Аутисты любят ходить в одной и той же одежде. У части пациентов вырабатывается любовь к необычным предметам – фрагмент бумажки, заклепка.

Аутист – что это такое

Аутист – это больной человек. При определении клинических особенностей заболевания сложно объединить каким-либо образом поведение всех больных детей. Попробуем оценить признаки патологии по определенным категориям:

  1. Проблемное взаимодействие с социумом прослеживается после посещения ребенком детского сада, но родители на первом году жизни отмечают некоммуникабельность и странность поведения малыша;
  2. На лице ребенка прослеживаются гримасы, полная амимичность. Демонстрация радостного поведения – это крайняя редкость.

При аутическом расстройстве пациент не понимает эмоции других людей. Отслеживание патологических проявлений поведения малыша лучше прослеживать на окружающих людях, которых больные пугаются даже без явного контакта.

В три года у детей-аутистов отсутствует воображение, поэтому они не играют в ролевые игры. Подражать маме, папе или кому-либо еще ребенок не может.

Патологическая коммуникативность развивается из-за задержки речи, возникающей у ребенка после 5 лет, сохраняющаяся на протяжении всей жизни.

Мутизм сопровождается выражением лишь одним или несколькими словами там, где здоровый ребенок обходится одной или несколькими фразами. Для больных характерна аномальная интонация с тихим или громким произношением.

Критерии стереотипности поведения аутиста:

  1. Ежедневное повторение ритуалов для создания собственного комфорта, формирования собственного внешнего мира;
  2. Любовь к периодическому выполнению одних и тех же действий. Раздражительность, дискомфорт вызывают разные перемены;
  3. Формирование навязчивых страхов, агрессивных идей, при которых у ребенка формируется непривычная ситуация.

При определении симптомов болезни на ранней стадии удается определить негативные проявления, при которых можно назначить адекватное лечение, позволяющее исключить развитие возрастных аутических симптомов.

Добавить комментарий