Симптомы атипичного аутизма у детей

Не всегда превалирует классическая форма аутизма. Атипичные варианты выявляются позднее стандартных нозологий, поэтому следует внимательно относиться к первым признакам болезни.

Синдром Каннера – это уникальная разновидность с ядерными расстройствами непроцессуального характера. Распознать аутическое расстройство на раннем этапе – предотвратить осложнение заболевания.

Как распознать аутизм у детей

Классическая форма под названием «синдром Каннера» имеет специфические и общие симптомы:

  • Самоизоляция от окружающего мира. Пациент не способен контактировать с окружающими. Любое внешнее обращение вызывает раздражительность, неврологические расстройства, тревожность. Симптомы связаны с невозможностью понимания сути обращения, поэтому ребенок не отвечает на вопросы;
  • Дети не могут устанавливать контакты даже с родителями. На лице малыша отсутствует мимика, поэтому сложно выявить реакцию малыша на ласковое обращение членов семьи. Ученые утверждают, что дети радуются близким, но при аутизме не могут полноценно проявить эмоции, так как работа одного полушария способствует прямолинейности поведения, отсюда – атипичные поведенческие реакции;
  • «Попугайная речь» при синдроме Каннера характеризуется эхолалией. Больной человек повторяет лишь обрывки фраз, не понимая суть изречения;
  • Отсутствие адекватной реакции, эмоциональное возбуждение – это редкие проявления;
  • Холодность по отношению к близким людям является вынужденной, но внутри ребенок-аутист ищет контакта с членами семьи, но не может выразить собственные ощущения;
  • Тщательный анализ поведения аутиста показывает, что ребенок удовлетворен только после ухода объекта раздражения (гостей, чужих людей);
  • Специфический признак – это «лицо Принца» — задумчивое, безучастное к проблемам окружающих людей;
  • Отгороженность, постоянная раздражительность сочетается с болевой реакцией на действие внешних триггеров, поэтому аутисты избегают яркого солнечного света. При прикосновении к коже больного человека формируются температурные, световые, тактильные гиперреакции, приводящие к быстрому отчуждению от объекта контакта;
  • Постоянная раздражительность от общения ребенка-аутиста с внешним миром приводит к боязливости, возникают фобии шума, техники, подметания полов, плеска воды;
  • Боязнь постоянного внешнего воздействия формирует особый синдром – «феномен тождества». Нозология сопровождается возникновением бурной реакции при попадании в новые места и обстановку. Последствие состояния – непереносимость обзора в глаза. Аутисты считают лица окружающих людей изменчивыми, поэтому при контактировании с окружением появляются нервные реакции.

Дети избегают зрительных контактов, постоянная чрезмерная раздражительность вызывает повышенную эмоциональную настороженность в семье. Поведенческая реакция при аутизме искажается, что требует вмешательства психологов или психотерапевтов. Обучение вначале проходят родители, близкие члены семьи, постоянно контактирующие с больными детьми.

Как распознать синдром аутизма у детей

Неодушевленные предметы сопровождаются бурной реакцией на внешние раздражители. Введение родителей в заблуждение создается отсутствием радости от новой игрушки, нежеланием праздновать день рождения, другие праздники.

Попытки контакта с другими детьми со стороны больного носят травматический или опасный характер. Агрессивность сопровождается попытками сильно обнять сверстника, вплоть до остановки дыхания. Реакция обусловливается не мотивированным поведением, а непониманием своих действий.

Отсутствие коммуникативных навыков со стороны ребенка сопровождается неигровым поведением в присутствии других людей, являющихся источником раздражительности. Манипулятивный характер поведения способствует отчуждению любого контакта. Ребенок-аутист не участвует в общих играх с коллективом, ежедневно выполняет одни и те же действия. При анализе поведения прослеживается любимый комплект игрушек аутиста – палка, гвоздь, веревка, кастрюля, песок.

Не при всех атипичных формах формируется умственная отсталость. Практические исследования выявили нозологию при синдроме Каннера с вероятностью около 80%. Невербальные показатели при исследовании по методу Векслера у больных выявляют физиологическую интеллектуальную деятельность, но с индивидуальной направленностью против реальных обстоятельств.

При всех формах аутизма распознать патологию позволяет один специфический признак – речь не используется в коммуникативных целях. Эхолалия, повторение фрагментов отдельных фраз – это не способ общения, а лишь способность использовать врожденные навыки. Речь используется для стереотипного повторения услышанного. Сложные изречения не характерны для пациента. Модуляции голоса неестественные. Только при сохранении речевой функции у ребенка получаются сложные речевые конструкции.

Особенность аутизма – позднее использование местоимения «Я». Обычно к 5-6 годам после изучения особенностей изречения «он», «она» ребенок начинает говорить «Я». Данное местоимение используется в эхолалической речи.

Моторные нарушения характерны для аутизма. Движения являются неловкими, угловатыми. Расстройства мелкой моторики сопровождаются невозможностью самостоятельного обслуживания из-за невозможности удерживать ложки, другие мелкие предметы.

Особенность синдрома Каннера – это быстрое возникновение патологических синдромов. На первом году жизни прослеживаются типичные признаки. Ко второму году проявления становятся более типичными, поэтому проблем с диагностикой не возникает.

Родители при анализе поведения ребенка на втором году жизни описывают поведение «не такой как все». Истинное расстройство заключается в проблемах с оценкой внешнего мира. Задержка речевого развития, нарушения слуха – это основные проявления патологии, при которых формируется неблагоприятная обстановка. Задержка речевого развития, проблемы с нарушением слуха формируются на первом году жизни и сохраняются длительно.

По представлению Каннера аутизм имеет отличительный признак, позволяющий отличить его от шизофрении. Аутическое расстройство сопровождается вначале игнорированием контакта с окружающими людьми. Постепенно ребенок налаживает симбиотическое отношение с матерью. Постепенно сепарация устраняет тревожность. После налаживания коммуникативной связи с матерью, развивается контакт с окружающими людьми.

Прогноз при синдроме Каннера зависит от особенностей морфологии:

  • Интеллектуальных расстройств;
  • Тяжести аутичных проявлений;
  • Состояния речевого аппарата;
  • Особенностей начала, темпов прогредиентного течения.

Распознать атипичный аутизм позволяет анализ патологических синдромов, при которых формируются патологические проявления. После достижения трехлетнего возраста психологи выявляют специфические признаки классического аутизма. Причиной нозологии является умственная отсталость, проблемы функционирования мозговой ткани. Практическая психология нередко допускает ошибки, позволяющие заподозрить шизофрению вместо аутического расстройства. Правильность диагностики начальных стадий существенно зависит от квалификации специалиста.

Симптомы атипичного аутизма – как распознать

Распознать атипичный аутизм удается по специфическим симптомам. Для патологии характерны нарушения, развивающиеся в 3 областях – социальной сфере, языковых навыках, отсутствии воображения. Клиническая картина зависит от преобладающего звена нарушений.

Для атипичных форм характерны проблемы с выстраиванием дружеских отношений с окружением. Затруднения с выстраиванием дружбы, невозможность пополнения словарного запаса, непродуктивное поведение – эти признаки характерны для классического аутизма.

Особенности проявлений атипичного аутизма описаны научным медицинским журналом. Клинические исследования основаны на оценке структуры мозговых тканей с целью оценки генетического аппарата. Генетики исследовали 25 генов, присутствующих в мозговых тканях с целью верификации влияния наследственности на основные болезни человека.

Анализ привел к получению результатов об исчезновении основных генетических маркеров патологии у детей с аутическим расстройством. В основе наблюдения лежат анатомические особенности внутриутробного развития. Эмбриологи говорят о постепенном формировании у плода шести зачатков мозговой ткани. При аутизме некоторые слои не развиваются или нарушаются во время внутриутробного развития.

Дефекты образования определенных типов клеточных пластов приводят к дисбалансу между двумя полушариями, что обуславливает патогенетические особенности аутизма, при которых эксперты выявили преимущественное преобладание в клинике только одного полушария.

Коррекцию нарушений мозг осуществляет самостоятельно путем выстраивания дополнительных нервных связей между патологическими областями. Самостоятельное перепрограммирование коммуникаций приводит к невозможности выполнения множества задач одновременно.

В зависимости от особенностей аномальной регуляции развиваются симптомы типичного и атипичного аутизма. Если повреждения выражены незначительно, клинические симптомы патологии имеют легкое течение.

Основной аутический спектр:

  1. Аутическое расстройство;
  2. Дезинтеграция детей;
  3. Синдром Аспергера;
  4. Первазивное расстройство.

Синдром Аспергера – это одно из 5 нарушений аутического спектра, при котором возникает глубокое поражение мозга. Клиника – стереотипность поведенческих реакций, ограничение интересов, когнитивные поражения, неуклюжесть.

Описал синдром Ганс Аспергер. Автор выделял специфические проявления патологии – эмпатия, расстройства невербальной коммуникации, аутическая психопатия.

Вторая форма симптомокомплекса аутического спектра – синдром савант. Аутист с данным проявлением характеризуется хорошим обладанием одного общего навыка – рисование, музыкальные способности, картография, создание трехмерных изображений. Гениальные способности формируются из-за отменного развития определенной области полушария. Аутист савант может провести сложные математические действия, повторить многостраничный текст, четко начертить изученную карту. Распознать болезнь удается не только по уникальным навыкам, но и умственной отсталости.

Тест на аутизм у детей включает все возможные проявления нозологии аутического спектра, возникающих на фоне дисфункции мозга. Разработаны пробы онлайн, позволяющие родителям распознать патологию у ребенка вначале развития.

Первазивное расстройство сопровождается нарушением речевого развития. Для нозологии характерна эхолалия, являющаяся проявлением поражения особых областей одного полушария.

Врачи выявили данную нозологию у Альберта Эйнштейна по клиническим признакам. Признаки аутического расстройства наблюдались у Ньютона. Гениальные открытия эти ученые совершили благодаря особой структуре мозговых тканей.

В заключении нужно указать, что детский аутизм на ранней стадии выявляется редко, но распознать патологию нужно вначале, чтобы предотвратить последующие изменения. При выявлении малейших признаков следует обратиться к психиатру или неврологу.

Не доставляет проблем решение вопроса, как определить аутизм у ребенка 2 лет, так как к данному моменту времени выявляются все острые признаки заболевания. Квалифицированному специалисту не составит сложности распознать признаки нозологии, но желательно диагностировать патологию в возрасте до года, когда лечить патологию проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *